Перевести страницу

Новости

Упражнения для развития четкой дикции

Причины нарушения дикции

Правильная дикция предполагает разборчивое произношение звукосочетаний в соответствии с фонетическими требованиями языка. Плохая дикция встречается как у малышей, так и у взрослых. Логопедия связывает возникновение нарушения дикции с такими факторами:


  • травмы челюсти;
  • неправильно подобранный зубной протез (слишком тугая конструкция приводит к ухудшению дикции);
  • патологии строения зубов;
  • отсутствие одного или нескольких зубов;
  • появление щелей между зубами;
  • нарушенный прикус.


Расстройство дикции могут спровоцировать разные факторы как патологические, так и физиологические. Так, невнятная речь или ее отсутствие наблюдается у пациентов, перенесших ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) или тромбоэмболию, а также может свидетельствовать о появлении опухоли в головном мозгу. Возрастные пациенты испытывают трудности с произношением вследствие развития деменции (старческого слабоумия) или болезни Альцгеймера и Паркинсона.

Спровоцировать проблемы с дикцией также могут следующие заболевания:


  • парез или паралич;
  • мышечная дистрофия;
  • рассеянный склероз;
  • черепно-мозговые травмы;
  • болезнь Лайма;
  • алкогольная или наркотическая зависимость;
  • поражения лицевого нерва.


Еще одна распространенная причина снижения четкости произношения – спастическая дисфония (излишне напряженный или, наоборот, неслышимый голос), которая возникает в результате сильного стресса или постоянных эмоциональных перегрузок.

Отдельные специалисты считают, что причина проблем с артикуляцией – дисфункция участков коры головного мозга, обеспечивающих работу речевого аппарата.

Внезапное ухудшение дикции у взрослого может свидетельствовать о:


  • развитии злокачественного новообразования в гортани;
  • злоупотреблении кофеин содержащими напитками (кофе, энергетики, черный чай);
  • доброкачественных наростах (полипах) на голосовых связках;
  • перенапряжении связок у вокалистов или преподавателей.


Резкое изменение тембра голоса или дикции может сигнализировать о патологических состояниях, для устранения которых требуется консультация врача.


Упраженеия для развития четкой дикции:

Тренировка мышц глотки и мягкого неба:

Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком.

Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков). Глотать капли воды, сока.

Надувать щеки с зажатым носом.

Медленно произносить звуки к, г, т, д. Подражать: - стону, - мычанию, - свисту.

Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка. Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка. Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.

Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.


Услышать ошибки помогает запись произносимых слов на диктофон. Прокрутив ее несколько раз, анализируют проблемные звуки, нечетко произнесенные окончания, неприятный тембр. Это позволит определить направление корректирующих занятий.


  • Чтение вслух. Лучше всего тренироваться на стихах, произнося их медленно, с правильной интонацией. Такое чтение развивает контроль над произношением и позволяет выявить дефекты артикуляции.
  • Скороговорки. После выявления трудных в произношении звуков, подбирают скороговорки на развитие артикуляции именно этих фонем. Не стоит сразу пытаться быстро произнести текст. Начинать лучше с умеренного темпа. Самое главное – верно проговорить все слова. Начинать лучше с маленьких детских скороговорок, постепенно переходя к более сложным и длинным.
  • Регулярные тренировки позволяют сформировать четкую дикцию. Достаточно в ускоренном темпе, но четко, проговаривать сочетание звуков, с которыми возникают сложности. Например, «шчт», «рст», «дррр», «счш».
  • Эффективна техника чтения текстов с зажатым в зубах карандашом. Такое упражнение рекомендуют дикторам, работающим на телевидении или радиостанциях. Следует разместить под языком карандаш и вслух прочесть небольшой рассказ, не вынимая карандаш. Затем карандаш убирают и еще раз читают текст. Изменения артикуляции заметны сразу, произношение становится более разборчивым. Чем чаще повторять тренировку, тем четче станет дикция.
  • Укрепление диафрагмы. Часто человек, выступающий публично, сталкивается с проблемой нехватки дыхания. Ему недостает воздуха, чтобы закончить мысль. В результате эффект от выступления получается смазанным, речь кажется обрывистой, а мысль нераскрытой. Тренировка диафрагмы позволит до конца произнести самое длинное предложение. Для этого делают глубокий вдох носом и, выдыхая через рот, произносят любую гласную «а», «о», «и», «у». Повторяют упражнение 3–4 раза ежедневно. Когда удастся достичь показателя в 25 секунд, можно попробовать изменить тембр голоса: ниже или выше. Еще один способ укрепит диафрагму и увеличит объем легких – надувать воздушные шарики или резиновый мяч (круг, матрас).

Чтобы добиться позитивных результатов и справиться с дефектами дикции, выполнять перечисленные упражнения нужно ежедневно.

 

Проблемы с артикуляцией чаще всего выявляют у детей. Это связано с формированием голосового аппарата. У взрослых дикция может быть нарушена в результате травмы, системного заболевания, вредных привычек или проблем с зубами. Если патологической причины нет, исправить произношение можно самостоятельно в домашних условиях или обратившись к логопеду. Важна регулярность занятий. Это позволит быстро добиться четкой и правильной дикции.