Перевести страницу

Новости

Обучаем детей связной речи

Связная речь является главным и основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи.
Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь. Мы упражняем его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений:

Учим детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки "что это?", при правильном ответе ребенок забирает картинку себе.
    "Объяснялки" - объясни, что это такое? (Водопад - вода падает с горы).
    "Скажи наоборот" (вверху - внизу, мягкий - твердый).
    "Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?" (пушистая, веселая, быстрая, умная)
    "Что летает, ползает, идет, едет?" Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать - мчаться, пахучая - ароматная.
    Игра - соревнование: "Кто больше запомнит и придумает родственных слов?" (хлеб - хлебушек - хлебный - хлебопек).
    "Кто где живет?", "Чьи детки?"
    "Узнай предмет по описанию" (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).


Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение.
В лексических играх мы учим детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учим устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.
Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи. Мы учим детей отвечать на наши вопросы полными предложениями с 3-х - 4-х лет.


 "Скажи правильно", "Повтори за мной" (Автобус едет по дороге).
    "Какое слово убежало?" (Алеша ел...).
    "Закончи мое предложение" (Сейчас мы с тобой пойдем ...)
    "Исправь Незнайку" (Машина едет по реке).
    "Из чего сделаны предметы?" (расскажи о деревянных).
    "Почемучка" (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? потому что сам сваливает грузы).


- Игра "Один - много" (дерево - деревья; стол - столы).
Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: куда? зачем? когда? с кем? какой? почему? и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: "Спроси меня" (про погоду, спроси меня про папу).
Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за). Дети любят играть в игру "Где спрятался предмет?".
Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Надо научить пользоваться простыми и распространенными предложениями.
Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов. Ребенку предлагаются полезные и интересные виды работ:

    "Сравним два предмета", чем похожи, чем отличаются? (огурец - помидор; самолет - ласточка).
    "Давай опишем игрушку, предмет" (Какая машина? Из каких частей она состоит?).


- Игра "Исправь меня", взрослый неправильно рассказывает, ребенок исправляет. Взрослый и ребенок составляют диалоги на определенную тему.

- Придумывание совместных рассказов на фантазийные темы ("Если бы ты был цветком, самолетом?", "Что было бы, если бы все время шел дождь?").
- Придумывание своей сказки на заданную тему, или свободную по желанию ребенка. Полезны игры,развивающие описательную речь:

    "Что может рассказать о себе малина, книга, автобус" (я - малина вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье).
    "Угадай-ка" узнай предмет по описанию.
    "Небылицы".
    "Мое любимое животное".
    "Наши хорошие и плохие дела".
    "Как передвигаются животные?".

При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий, поведения детей. Необходимо наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире.

Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.

Скороговорки. Значение и польза.

Многие взрослые недооценивают значение скороговорок. А между тем именно скороговорки помогут вашему ребенку быстрее научиться правильно произносить не только отдельные буквы, но и слова.

Скороговорка — это фраза, состоящая из слов, специально подобранных таким образом, чтобы было труднее выговаривать. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться правильно говорить.

Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, дикторов, ведущих радио, преподавателей и всех тех, кто желает внятно говорить. Когда люди тренируются, быстро проговаривая скороговорки вслух, то речь становится заметно гибче и совершеннее. Логопеды очень часто используют эти небольшие фразы в своей работе.


Скороговорки с простыми звуками.

******
Галка села на забор
Грач завел с ней разговор

******
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои

******
Дима дарит Дине дыни,
Дыни Дима дарит Дине.

******
У бабы бобы, у деда дубы.

******
До города дорога в гору,
От города - с горы.

******
У Бобы винт, У Вити бинт.

******
Фаня в гостях у Вани.
У Вани в гостях Фаня.

******
От топота копыт пыль по полю летит.

******
У пеньков опять пять опят стоят.

******
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.

******
Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

******
Ткет ткач ткани на платки Тане.

******
Булку, баранку, батон и буханку
Пекарь испек спозаранку.

******
Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Скороговорки со звуками Р и Л

*****
Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.

*****
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.

*****
У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.

*****
В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.

*****
Наш полкан попал в капкан.

*****
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

*****
Дятел дуб долбил, да не додолбил.

*****
Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.

*****
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

*****
Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

*****
Коля колья колет.
Поля поле полет.

*****
Поле-то не полото, поле-то не полито.
Надо полю-то попить, надо поле-то полить.

*****
Прохор и Пахом едут верхом.
Едут верхом Прохор и Пахом.

*****
Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, бобры бодры.

*****
Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

*****
У Аграфены и Арины растут георгины.

*****
На горе Арарат растет крупный виноград.

*****
Три сороки-тараторки тараторили на горке.

*****
Ел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.

*****
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

*****
Прибыл Клим из Клина в Крым.

*****
Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.

*****
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

*****
Дробью по перепелам да по тетеревам.

*****
На дворе - трава, на траве - дрова.
Не руби дрова на траве двора.

*****
Осип орет, Архип не отстает -
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.

Скороговорки со звуками С и З

*****
У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.

*****
Оса боса и без пояса.

*****
Скворцы и синицы - веселые птицы.

*****
Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.

*****
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.

*****
Сидит Алеся с печки ноги свеся.

*****
Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.

*****
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

*****
Евсей, Евсей, муку просей.

*****
Зоиного зайку зовут Зазнайка.

*****
Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.

*****
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Скороговорки со звуком Ц

*****
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

*****
Две разноцветные курицы бегают по улице.

*****
Цыпленок и курица пьют водицу на улице.

*****
Шильце, мыльце, кривое веретенце,
Шелковое полотенце - на крыльце под дверцей.

*****
Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.

*****
Молодец у молодицы попросил воды напиться.

*****
Из соседнего колодца
Целый день водица льется.

*****
Стоит воз овса, возле воза - овца.

Скороговорки со звуком Ш

*****
Шесть мышат в камышах шуршат.

*****
Шли шестнадцать мышей
И нашли шесть грошей.

*****
Саша шапкой шишки сшиб,
Получил на лбу ушиб.

*****
Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши поплоше несли по два гроша.

*****
Саше дали кашу, а Клаше - простоквашу.

*****
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

*****
Наш шахматист вашего шахматиста
Перешахматит, Перевышахматит.

*****
Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат.

*****
У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.

*****
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон -
Как в капюшоне он смешон.

*****
Шашки - на столе,
Шишки на сосне.

*****
Слушали старушки,
Как куковали кукушки на опушке.

*****
У Любаши - шляпка, у Полюшки - плюшка,
У Павлушки - шлюпка, у Илюшки - клюшка.

*****
Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки.

*****
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

*****
Маша под душем моет шею и уши.

*****
Шапка да шубка - вот наш Мишутка.

*****
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

*****
Шапкой Саша шишки сшиб

Скороговорки со звуком Ж

*****
Слишком много ножек у сороконожек

*****
У крошки матрешки пропали сережки.
Сережки Сережка нашел на дорожке.

*****
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

*****
У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Ужата - у ужа, ежата - у ежа.

*****
Жужжит жужелица, жужжит и кружится.

*****
Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

*****
Жужелица жужжа ужалила ужа.
Ужалила ужа жужелица жужжа.

*****
Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.

*****
Хорош пирожок - внутри творожок.

*****
Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.

*****
На крыше у Шуры жил журавль Жура.
Жил журавль Жура на крыше у Шур

Скороговорки со звуком Ч

*****
Галдят грачата на галчат,
Галдят галчата на грачат.

*****
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.

*****
На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.
День и ночь кричат грачи на верхушке каланчи.

*****
В горячей печи пекарь пек калачи.

*****
Течет речка, печет печка.
Печет печка, течет речка.

*****
Караси в речке, овечки у печки,
Овечки у печки, караси в речке.

*****
У черепашьего черепашонка
На черепашьих лапчонка
Черепашьи башмачки.

*****
Очень часто бьются у Танечки блюдца.

*****
В печурке - три чурки, три гуся, три утки.

*****
Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

*****
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

Скороговорки со звуком Щ

*****
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.

*****
Волки рыщут, пищу ищут.

*****
Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

*****
У осы не усищи, а усики.

*****
У гуся усов ищи не ищи - не сыщешь.

*****
Мама, нас ты не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.

*****
В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.

*****
Чащи чаще в нашей пуще.
В нашей пуще чащи гуще.

*****
Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.

*****
Плавниками трепеща, и зубаста да тоща.
Пищу на обед ища, ходит щука вкруг леща.
Тщетно тщится щука утащить леща.

*****
В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

*****
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

*****
Овощи тащи - будут щи.

*****
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

*****
Чешуя у щучки, щетинки у чушки.

Звук б

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Был баран белокрыл,
Всех баранов перебелокрылил.

Бык тупогуб, у быка губа тупа

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

Все бобры для своих бобрят добры.

Добыл бобыль бобов.

Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

Звук в

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вез воду из водопровода

Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.

По двору-подворью, в добром здоровье.

Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Звук д

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь.

Звуки к,г,х

Купи кипу пик.

Курит турка трубку, клюёт турка крупку.

Наша река широка, как Ока.
Как Ока, широка наша река.
Так, как Ока, широка наша река.

Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.

Около кола колокола.

Я сидела у Оки, ела яблоки.

Коси, коса, пока роса.
Роса долой - и нам домой.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Константин констатировал.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Гонец с галер сгорел.

Коли Коля около колли,
То и колли около Коли.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Иидет козa с босым козлом.

Гроза грозна, грозна гроза.

Голубь, гусь и галка - вот и вся считалка.

Кабы не прибытки да не убытки.

Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Уха была неплоха, неплоха была уха.
Хороша уха, если рядом ока.
Дела хороши - отведай ухи у реки Оки.

Пара птиц порхала-порхала. да и выпорхнула.

Хороши цыплятки у хохллатки.

Звук л

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Но не ныла Мила.
Мила - молодчина!

Сел и всё съел.

Около кола колокола.

Где кисель, там и съел.

У ёлки иголки колки.
Ёлка, ёлка, ёлочка,
Колкая иголочка.

Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Лежал, лежал - растаял, убежал.

В Луку Клим луком кинул.

Маланья-болтунья молоко болтала,
Болтала, болтала, да все выболтала.

На мели мы налима ловили.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

В уголок Алёна села, у Алёнки много дела.

Иголка-иголка, ты остра и колка.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Сшит колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, да не по-колоколовски.

В голубятне голуби, а на дубе жёлуди.

Рассердился дед Филипп -
Липкий клей к нему прилип.

Лисята в гости шли к лисе.

Наш Полкан из Байкала лакал.
Полкан лакал - не мелел Байкал.

Полили ли лилию? Видели ли Лилию?

Пилят, колют, колют, пилят
Филя с Колей, Коля с Филей.

Клим, в один клин колоти.

Мы ели-ели линьков у ели...
Линьков у ели еле доели.

Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
Сохла и мокла, пока не поблёкла.

Кол около стола, стол около кола.

Белым-бело! Белым-бело!
Всю землю снегом замело!
(В. Лифшиц)

Убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.
(Р. Фархади)

Ломали лед, ломали мы.
Летели клочья от зимы.
(Е. Благинина)

По глади оконной стекла
Тяжёлая капля стекла.
(И. Беляков)

Валя на проталинке намочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
(И. Демьянов)

Нил поймал линей:
Один мал, два длинней.
(Л.Ульяницкая)

Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
(В. Лифшиц)

Посадил дед лук, отрастил луку чуб.
Увидал лук внук, оборвал луку чуб.
(М. Родина)

Прыгало, прыгало, пугало, пугало,
На одной ножке в лес по дорожке.
Не доскакало - ворон увидало.
Испугалось, растерялось,
Да так стоять и осталось.
(Н. Сидельникова)

Зря Ласка лаской названа:
Совсем не ласкова она.
У Ласки злые глазки.
Не жди от Ласки ласки!
(А. Шибаев)

О любви не меня ли вы, милый, молили
И в туманы лиманов манили меня?
На мели мы лениво налимов ловили,
И вы мне меняли налим на линя.

Звук т

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани на платки Тане

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Токарь в коротайке окоротал таратайку.