Перевести страницу

Новости

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда

Давайте немного познакомимся. Меня зовут Григорьева Ольга Евгеньевна. Я учитель - логопед «Детского сада №11». Использую различные методики и технологии для работы с детьми - это логопедический зондовый массаж, песочная терапия, мозжечковая стимуляция, балансотерапия, нейропсихологические приёмы. Сегодня хочу вам рассказать о своём использовании нейропсихологических приёмов.


  • Долгое время логопедия ограничивалась знаниями о первичных речевых расстройствах и не учитывала патогенез. Знание мозговых механизмов речевых расстройств прояснят истинные причины тех речевых нарушений с которыми специалисту предстоит работать и позволит более эффективно проводить коррекционные занятия.


Но надо понимать, что нейрокоррекция речевых нарушений не может ограничиваться только речевыми нарушениями, так как речь не существует сама по себе.


  • Нейропсихология - это мультидисциплинарная наука. Она обогощает разные области знаний внося представления о высшей нервной деятельности человека. В результате возникают новые области научного знания. Такие как нейрофизика, нейрохимия, нейропедагогика, нейрофизиологоия, нейрологопедия, нейропсихология творчества.
  • Основоположник этого направления - это Александр Романович Лурия. Вы знакомы с его творчеством или по крайней мере слышали, или даже читали его книги.
  • Также это фундаментальное учение И.П Павлова о пластичности ЦНС и ее неограниченных компенсаторных возможностях, учение о функциональных системах Анохина  и учение о динамической локализации психических функций Сеченова  и Лурия.
  • В настоящее время очень важно понимать какие существуют нейровизуализации и чем они могут прояснить картину истинных нарушений речи и когнетивных функций.
  • Нейрокоррекция - это раздел нейропсихологии, посвящённый методам коррекции нарушенных высших психических функций, а также совершенствованию в рамках нормативного онтогенеза.


Все методы нейрокоррекции делятся на когнитивные, двигательные и телесноориентированные. В рамках нейрокоррекции используются прямые (стимулирующие) и обходные методы работы.

Если говорить о детях с расстройством аутистического спектра - это прежде всего нарушение эмоциональной сферы и коммуникации. Какие здесь могут быть прямые методы: обрати внимание, повтори, посмотри. Стимулирующие методы - они рассчитаны на активизацию неполноценно работающих структур мозга за счёт компенсаторных резервов.

Обходные методы -  используют при самых различных нарушениях. То есть, используют анализаторы не повреждённые, а затем организовывают так работу, что бы происходила интеграция анализаторных систем. Затем постепенно отключают дополнительные системы и делают ведущими основные. Таким образом, многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно.

Ощущение различной модальности в результате сложной аналитической деятельности мозга объединяет в целостный образ на предмет, явление, событие, ситуацию и интерпретируется в соответствии с прежним сенсорным опытом. Например: при условии норматипичном развитии ребёнок способен видя какой-либо предмет одновременно ощущать его, услышать название и понимать о чем речь.

Содержание нейрокоррекции определяется следующими параметрами:

- закономерности функционирования головного мозга;

- результатами нейропсихологической диагностики состояний ВПФ:

- особенностями компенсаторных возможностей ребёнка;

- соответствиями использованных методов работы возрастным параметрам детей.


  • На самом деле в мире нейропсихологии очень много упражнений и тренажёров. Я вам показала то, что я использую в своей работе и практикую с детьми непосредственно на логопедических занятиях.


На начальном этапе можно просто с ними познакомиться, а уже потом выполнять разнообразные упражнения. Я использую все эти игры в логопедической работе, т.е. мы автоматизируем, деффиренциируем звуки, работаем с диспраксией (задержка развития двигательных функций, которая проявляется сложностью выполнения последовательных действий), на переключение, с ЗПР