Перевести страницу

Новости

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы разнообразны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. По словам В.А. Сухомлинского, чтение книг – это тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка и все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

В детском саду младших дошкольников знакомят с литературными произведениями разных жанров: рассказами, сказками, стихотворениями, пословицами, поговорками, потешками и т. д. Перед педагогами ставится цель овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение задач развития свободного общения с взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны, связной речи в различных формах детской деятельности.

Приобщаясь к художественной литературе, ребенок младшего дошкольного возраста накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Средствами художественного слова ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок получает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают исследователи детства, – это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.

Человек, по утверждению К.И. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению гласных звуков являются совпадающей рифмой: мама, па-па, бо-бо и т. д. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют, прежде всего, к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравится произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Каждая из песенок, подобных «Ладушки», «Козе», «Сороке – белобоке», – это блестящий мини-спектакль, где ребенок и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец.

Особое внимание необходимо уделить развитию образной речи детей в процессе ознакомления с разными жанрами литературы (сказка, рассказ, быль, стихотворение, басня) и малыми фольклорными формами. Начальному литературному образованию детей способствуют также праздничные мероприятия, вечера досуга, вечера сказок, стихов, загадок. Вся эта работа должна быть пронизана творчеством, любовью самого педагога к литературе и стремлением передать эту любовь детям. В младшей группе детского сада детей учат слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Необходимо использовать прием объяснения незнакомых слов, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснить значение тех слов, без понимания которых становятся неясный основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: постановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка – лубяная – деревянная; горница – комната и др.); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения; во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др.

Выразительность чтения, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинирующими замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. Осуществляется рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Для того чтобы вызвать интерес у детей к книгам, можно предложить разные игры. «Прятки с книжкой " – детям показывают новую книгу и просят закрыть глаза. Прячут книжку где-нибудь в групповой комнате. Дети с удовольствием отправятся на её поиски, а когда найдут, наградой им будет чтение этой книги. «Герои к нам приходят " – в активное общение включают персонажей из знакомых сказок. Например, в гости к детям приходит Зайка и просит детей выполнить аппликацию мячика или нарисовать его. «Угадай героя сказки» – предлагают детям рассмотреть иллюстрации в книге, которую ещё не читали, и просят угадать, о ком это произведение. «Маленькие художники» – после прочтения книги предлагают детям стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся эпизод произведения. «Закончи сказку» – рассказывают детям начало и середину знакомой им сказки, например про Машу. Детям нужно самим придумать другое окончание сказки (например, Медведь отругал Машу за то, что она отделилась от подружек, и отвел домой). Таким образом, ознакомление младших дошкольников с художественной литературой – это формирование развитой личности, будущего большого читателя, культурно образованного человека.

Список литературы

1. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1999.

2. Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова. – М.: Просвещение, 2004.

3. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1979.

4. Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей 3–5 лет. – М., 2012.

5. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. – М., 1988.

6. Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 5 т. – М., 2008.

7. Федоренко Л.П. Методика развития речи дошкольного возраста. – М.: Просвещене,2007.

8. Суздальцева Л.В. Чтение художественной литературы как средство развития речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/04/chtenie-khudozhestvennoy-literatury-kak-sredstvorazvitiya (дата обращения: 14.05.2021).